Ольга и Зеленые руки (olga_d) wrote,
Ольга и Зеленые руки
olga_d

Categories:

Выращиваем рассаду цветов вместе с малышом



Разве это не чудо, когда маленькое семечко за пару месяцев превращается в цветок?

Хотите, чтобы ребенок стал соучастником удивительного действа? Конец марта-апрель
— самое время вырастить рассаду однолетних цветов вместе с малышом.

Юный ботаник увидит весь цикл волшебных превращений — от семени через рост и цветение обратно к семечку. Малыш поймет, что растения живые, а, занимаясь с землей, керамзитом, семенами и водой, получит новые тактильные ощущения.

Вам понадобятся:
Семена неприхотливых растений — бархатцев отклоненных, георгинов однолетних, астр, календулы. Подросшую рассаду этих цветов можно высадить в грунт на даче или около дома в городе, в балконный ящик городской квартиры. Для балконного озеленения подойдут низкорослые сорта вышеперечисленных растений, декоративный горошек, настурция ампельная и др.
Посуда — покупные контейнеры для рассады или емкости от мороженого или тортов.
Почва — любая почвенная смесь с пометкой «для рассады».
Дренаж — керамзит или крошеный пенопласт.
Совок, лейка, опрыскиватель.

Подготовка почвы к посевам
За несколько дней до посевной пролейте грунт крепким горячим раствором перманганата калия (марганцовки), чтобы уничтожить вредные микробы. Затем дайте воде стечь, земле — немного подсохнуть. Ребенку будет интересно наблюдать за растворением кристаллов марганцовки в воде. Но будьте осторожны — не позволяйте малышу трогать кристаллы и водный раствор: они могут вызвать ожог кожи. Покупные контейнеры обычно снабжены дренажными отверстиями. В импровизированных емкостях проделайте их ножом или отверткой. На дно емкости насыпьте дренаж в 10 мм, а сверху заполните контейнер подготовленным грунтом. Землю насыпайте не до краев емкости, а с расчетом, чтобы можно было присыпать высаженные семена и поливать их.

Сеем семена
Крупные семена бархатцев выложите на земле, на равном расстоянии друг от друга. Затем присыпьте слоем грунта, равным толщине семени. Рассказывайте ребенку, что вы делаете. Вы поместили семя в землю — выполнили одно из условий, необходимых для запуска процесса прорастания.
Затем емкость с семенами оросите из пульверизатора, не размывая грунта. Лейка пригодится, когда рассада уже будет «взрослой». Так выполнено следующее условие: к семечку попала вода.

Чтобы создать будущему растению «парниковый эффект», упакуйте контейнер в полиэтиленовый пакет и поставьте в теплое место. По мере запотевания стряхивате и выворачивайте укрывной материал. Так вы организовали идеальные условия для семечка. Осталось ждать, когда появятся всходы. У бархатцев они появляются уже на 4-6-й день. Как настоящие ученые и опытные садоводы, сделайте табличку, на которой укажите название растения, сроки посева и имя юного эколога (если «специалистов» более, чем один).

Сеянцам для роста и развития нужен свет. Поэтому снимите укрытие с емкости и выставьте на подоконник. Не передвигайте хотя бы день контейнер со всходами. И вы увидите, как все растения наклонились к окну, чтобы поймать больше солнечного света. Поверните рассаду, и через несколько часов всходы выровняются. Вечером можно заметить, что ростки сникли: им не хватает влаги. Сеянцам требуется регулярный полив. Эту несложную задачу можно полностью возложить на ребенка. В конце мая — начале июня бархатцы высаживают в открытый грунт или контейнер.

В ходе работы с рассадой не читайте малышу лекции, рассказывая все, что вы знаете о растениях. Пусть ваше «занятие» будет построено по принципу «вопрос–ответ». Пусть юный эколог сам ищет ответы и, наблюдая, делает самостоятельные выводы. Увлекательный процесс созидания — выращивания нового растения — научит малыша бережному отношению к природе. Ребенок, который видел и знает, как трудно маленькому росточку из семечка пробиться сквозь землю, не будет безобразно рвать цветы в поле и растения на городской клумбе.


Небольшой экскурс в ботанику
Семя — это будущее растение в миниатюре. Продемонстрируйте ребенку разные семена: каштан, орех, желудь, семечки, пшено, гречку, горох и семена цветов из пакетиков, которые вы планируете высадить на рассаду. По внешнему виду зернышка незнающему человеку невозможно предугадать, какое растение вырастет из него — большое дерево или пучок травы. Обратите внимание «ученика»: все семена разной формы, размера и цвета. Продолжить существование своего вида — вот общее объединяющее свойство всех семян.

Соберите коллекцию семян из фруктов. Хурма, апельсин, мандарин, яблоко, виноград — в каждом плоде есть разные по форме семена. С улицы можно принести шишки хвойных и «носики» клена — в них семена перезимовали и теперь, с первым теплом, каждое семечко, попадая в подходящие условия, стремится прорасти.

Спросите ребенка, как он думает, какие условия нужны семечку для прорастания? А что появляется сначала — стебелек или корешок? Выслушав ответ ребенка, покажите простенький наглядный опыт. В мокрую салфетку или тряпочку заверните семена подсолнечника, фасоли, гороха или любые другие и положите в теплое место. Следите, чтобы салфетка не подсыхала. Загляните в тряпочку через два дня — у набухших семян вы увидите беленький хвостик. Это корешок. Именно корень появляется первым. И, углубляясь в землю, питает растения.

Автор:
Ольга Думкина
мама двоих детей
биолог
Для журнала Мой маленький http://mmal.ru/
Tags: зеленые_руки, работы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments